Сочинения > Отцы и дети > Конкретно историческое и вечное в образах Чацкого и Базарова 2
Конкретно историческое и вечное в образах Чацкого и Базарова 2 - сочинение


Конкретно-историческое и вечное в образах Чацкого и Базарова
Историческое значение образа Чацкого
Вечное в Базарове

“Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого”, — так писал Гончаров в своем критическом этюде “Мильон терзаний”. Действительно, положение Чацкого на общественной лестнице может быть разным, но роль и участь всегда одна и та же: свой “мильон терзаний”, непонимание, страдание, изгнание. Чацкие не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу общественного развития, а значит, борьба нового со старым, передового с отжившим, здорового с больным продолжается. И это будет повторяться каждый раз при смене одного века другим. Так, грибоедовский герой появился в преддекабристский период прошлого века и стал прообразом “лишнего” человека, галерею которых продолжили Онегин и Печорин. А Базаров, являясь символом шестидесятников, фактически завершил этот тип героев в литературе. Чацкий возвращается в Москву, в дом Фамусова, после нескольких лет отсутствия. За это время он учился, путешествовал, познакомился с передовыми людьми своего времени, “набрался” новых идей. Но общество, куда он вернулся, Москва живут прежними идеалами: Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Чацкий пытается навязать фамусовскому обществу передовые идеи. Так в произведении происходит смешение комического с трагическим. С одной стороны, ирония, используемая Чацким для характеристики фаму-совского общества (например, в отношении Фамусова: “Ну, что ваш батюшка? Все Английского клоба старинный, верный член до гроба?” или тетушки Софьи: “Что тетушка? Все девушкой Миневрой?”), гротеск и гипербола, выбранные Грибоедовым для создания пародийного образа Ре-петилова (“Зови меня вандалом. Я это имя заслужил” или “Шумим, братец, шумим”), служат средством раскрытия основного конфликта пьесы — столкновения “века нынешнего” с “веком минувшим”. Речи Чацкого полны сарказма, они направлены на обличение косного общества, застывшего в своем развитии. Это общество выставило против Чацкого свое оружие — сплетню, с помощью которой расправилось с героем, объявив его безумцем, социально опасным человеком, и вынудило покинуть Москву. Софья в конце комедии оказалась сама жертвой пущенной ею сплетни. Она увидела подлинную сущность человека, которого якобы любила, Мол-чалина. Таким образом, “Горе от ума” — это не только комедия, но и трагедия, так как трагичны судьбы героев, а конец произведения не оставляет никаких надежд на торжество передового. “Горе от ума” — комедия в литературе, а в жизни — это трагедия, так как все, изображенное Грибоедовым, актуально и в наши дни. Поскольку произведение носило политический характер, то главный герой, “лишний человек” в своем обществе и в своем времени, немного отличается от “лишнего человека” Базарова, главного героя романа Тургенева, так как “Отцы и дети” — идеологический роман, основанный на идейных спорах. В центре романа — личность Базарова, “представителя детей”, и все происходящее связано с тем, что герой, так же как и Чацкий, пытается навязать свои идеи, отстаивать свою правоту. ои идеи, отстаивать свою правоту. Вся образная система романа подчинена раскрытию образа главного героя. Другие персонажи в той или иной мере оттеняют образ Базарова, являются его оппонентами в том или ином вопросе. Главная роль в идеологических спорах, естественно, принадлежит Павлу Петровичу Кирсанову, наиболее яркому представителю “отцов” в романе. Некогда он был влюблен в графиню Р., но его любовь осталась безответной, Базаров же влюблен в Одинцову, но и его ждет та же участь. Базаров является единственным представителем “детей” в романе. Аркадий лишь временный попутчик, он, как и его отец, все старается идти в ногу со временем, но из этого ничего не получается. Ситников и Кукши-на — это пародия на передовых людей своего времени, нигилистов. Так Базаров, как и Чацкий, оказывается одинок, он так же противопоставлен “отцам”, как Чацкий — фамусовскому обществу. Лагерь Базарова становится в романе все менее многочисленным. Сначала его покидает Аркадий, который находит свою любовь и обретает семейное счастье, повторив собой участь своего отца. Ситников, который кричит, что он продолжает “дело” Базарова, женится тем не менее на знатной женщине, у которой находится под каблуком, и отец им помыкает по-прежнему. Система образов, так же как и открытый финал, наличие эпилога в произведении, служат выражением авторской позиции. В романе явно прослеживается антидворянская линия, о которой Тургенев писал в одном из своих писем к К. К. Случевскому. Открытый финал показывает, что Россия опять расправилась с передовым человеком своего времени, отдав предпочтение прошлому, устоявшемуся, а эпилог романа лишний раз подтверждает патриархальность дворянства, приверженность традициям, а также показывает несостоятельность его как класса, способного повести Россию вперед. Многие герои романа “Отцы и дети” пережили свою личную драму. Одинцова едва выносила своего мужа, вышла за него по расчету. Так она поступит и во второй раз. Ей не суждено было полюбить, испытать глубокое чувство. “Анна Сергеевна была существо довольно странное”, — пишет о ней Тургенев. У Павла Петровича было несколько минут счастья, а затем страдания от безответной любви длиною в целую жизнь. Николай Петрович тяжело переживал смерть жены, неудачи в ведении хозяйства, но он нашел свое счастье с простодушной Фенечкой, отдав предпочтение непреходящим, вечным ценностям. Базаров отказывается от эмоционально-психологических отношений с женщиной, отвергает красоту природы, искусство, ко на самом деле повторяет путь Павла Петровича, с той лишь разницей, что, сделав признание и получив отказ, уезжает от Одинцовой, не уронив своего человеческого достоинства. Однако предсмертная просьба — послать нарочного за Одинцовой — подтверждает то, что человеческие чувства я ценности оказываются выше всяких политических идей и пристрастий. Личные трагедии обоих героев происходят из-за любви. Именно это чувство помогает показать их простыми людьми, которым свойственны обыкновенные человеческие чувства, с их достоинствами и недостатками.


Похожие сочинения


Конкретно-историческое и вечное в образах Чацкого и Базарова
Историческое значение образа Чацкого
Вечное в Базарове

Еще сочинения:


Д.И. Писарев о Базарове
КОНФЛИКТ БАЗАРОВА И КИРСАНОВА — КОНФЛИКТ ДВУХ ЭПОХ
ОБРАЗ БАЗАРОВА (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Поиск
по нашей большой базе





Рўрћр§р
Cjxbytybz j ctvmt
Vjq k bvsq uthjq fylhtq jkrjycrbq
Сочинение на тему карнавал осенних листьев
Сочинение будущее моего края