Сочинения > Отцы и дети > Проблема положительного героя в романе И С Тургенева «Отцы и дети»
Проблема положительного героя в романе И С Тургенева «Отцы и дети» - сочинение


Проблема положительного героя в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Проблема героя времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Проблема героя времени в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, вышедший в 1862 году, вызвал разноречивые мнения. Критики по-разному поняли и прочли роман, по-разному осмыслили главную идею и проблематику этого произведения. Большинство увидело в нем вечную проблему отцов и детей, проблему смены поколений. То есть основной конфликт романа трактовался как возрастной. Но борьба “отцов” и “детей” в романе Тургенева — это не только столкновение различных поколений, но и идеологий, и мировоззрений. Противоборство героев в романе имеет и другой смысл — это философские раздумья о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового, о месте и деятельности человека на земле. Поэтому одной из интереснейших проблем в романе является проблема деятеля, проблема положительного героя. В эпоху, описанную писателем, начинает формироваться новый тип деятеля: разночинца-демократа, человека дела, прагматика и материалиста. Тургенев сумел увидеть и запечатлеть (конечно, по-своему и весьма субъективно) рождение героя нового времени. Поэтому центральное место в романе занимает фигура Евгения Васильевича Базарова. Этот герой из 28 глав романа не присутствует только в двух. Все остальные лица группируются вокруг него, во взаимоотношениях с ним и друг с другом раскрывая свои характеры, тем самым оттеняя незаурядность его личности. Как и Чацкий в “Горе от ума” А. С. Грибоедова, Базаров противопоставлен всем действующим лицам: и дворянам Кирсановым, и Одинцовой, и Кукшиной с Ситниковым, и даже собственным родителям. Он совсем из другой среды, и это проявляется в его взглядах и словах. Особенно это заметно во взаимотношениях с другом, любимой женщиной и родителями. В романе Тургенев применяет точную датировку, показывая читателю конкретное время действия. История романа начинается в 1859 году 20 мая и завершается зимой 1860 года. Поражает и лаконизм тургеневского повествования. Картины жизни русского общества того времени уместились в рамки небольшого произведения. Резкое отличие Базарова от окружающих дворян-помещиков бросается в глаза при первом же знакомстве с героем. Все мельчайшие детали портретной характеристики (обветренная красная рука, балахон с кистями, бакенбарды, волевое лицо, грубоватые манеры) — все это свидетельствует о том, что перед нами человек дела, который не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь существенные в дворянском быту. Тургенев очень скупо рассказывает о биографии своего героя. Из романа мы узнаем, что Евгений Базаров — сын полкового лекаря, внук дьячка, что он выпускник Медико-хирургической академии. “Главный предмет его — естественные науки, — говорит Аркадий. — Да он все знает”. И действительно, герой весьма осведомлен в области медицины, химии, физики, зоологии. Но Тургенев не говорит читателю, на каком поприще развернется талант Базарова. Судя по намекам Аркадия, ему уготована совсем не медицинская карьера. Сам автор видел в Базарове революционера. “И если он называется нигилистом,- писал автор в письме к К. Случевскому, — то надо читать: революционером”. Как же проявляется эта революционность в герое? Конечно, Тургенев не мог в открытую изобразить революционную деятельность Базарова. Но он сумел донести до читателя именно эту мысль, показав внутренний мир своего героя, его уровень мышления и мировоззрение. Тургенев увековечил базаровский тип, введя в русский язык понятие “нигилизм” и “нигилист”. В чем же состоит нигилизм героя? Что он выражает? Базаровский нигилизм, отрицавший авторитеты, родился в эпоху перелома общественного сознания. Он связан с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием науки, в первую очередь, естествознания. Особенностью нигилизма Базарова было то, что герой ничего не брал на веру, стремился все проверять жизнью, практикой. Отличительной чертой было также полное отрицание искусства, музыки и других проявлений духовной жизни людей. Но эта особенность взглядов и порождала противоречия. Базаров на себе испытывает то, что он презирал, что он называл “романтизм, чепуха, гниль, художество”. Сильнейший удар, приведший к внутреннему конфликту героя с самим собой, произвела любовь, существование которой ранее он полностью отрицал. “Вот тебе раз! Бабы испугался!” — подумал Базаров и, развалясь в кресле не хуже Ситникова, заговорил преувеличенно развязно”. Любовь к Одинцовой раскалывает душу героя на две части. Теперь в нем живут две личности. Одна из них — убежденная противница романтических чувств. Другая — страстно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством высокого чувства: “… Он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Базаров признается в любви, но видит, что его чувство не взаимно. Он покидает дом Одинцовой, стремясь подавить в себе разбушевавшееся чувство. Хотя в характере Анны Сергеевны Одинцовой много общего с характером Базарова, она не решается на супружество с ним, так как предпочитает спокойствие и уверенность в завтрашнем дне: “Спокойствие все-таки лучше всего на свете”. Да и самого Базарова трудно представить таким же семейным человеком, каким станет Аркадий. Итогом душевного разлада, трагической любви героя стало крушение всего его мировоззрения. Особую роль в романе играют взаимоотношения Базарова С другом, Аркадием Кирсановым. Писарев дал правильную оценку в своей критической статье этим взаимоотношениям: “У Базарова нет друга, потому что он не встречал еще человека, который не спасовал перед ним. Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись”. Нигилизм Аркадия — это песня “с чужого голоса”. Евгений Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его “своим”, но очень скоро убедился, что это неосуществимо. И все же Базарову тяжело расставаться с Аркадием, к которому он был искренне привязан. В романе Аркадий — лучший из “учеников” Базарова. Другие его “последователи” изображены карикатурно. Ситников и Кукшина опошляют идеи разночинцев-демократов. Они видят в нигилизме только одно — отрицание всех старых нравственных норм. Поэтому эти герои так отталкивающе безобразны и смешны. Для них нигилизм — всего лишь новая мода. Тургенев еще раз проводит своего героя по тому же кругу, заставляет его встретиться с теми же людьми и до конца выяснить свои отношения с ними. Но теперь ни в Марьино, ни в Никольском мы уже не узнаем прежнего Базарова: затухают его блистательные споры, догорает несчастная любовь, становится бессмысленным по сути важное дело — лечение людей. И только в финале “в последний раз вспыхнет, чтобы окончательно угаснуть, его тревожная, но любящая жизнь душа”. Удивительно, но именно смерть примиряет Базарова с жизнью. Перед лицом смерти слабыми оказались опоры, поддерживавшие некогда базаровскую самоуверенность и цинизм: медицина и естественные науки не в силах переломить ход событий, отступили, оставив Базарова наедине с самим собой, со своим “грешным, бунтующим сердцем”. И тут пришли на помощь силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые в глубине души. Именно с их помощью герой борется со смертью и смело смотрит ей в глаза. Каков же герой в этот миг? Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой “романтизм”, и вот теперь душа героя освобождается от цепей лжетеорий. Базаров умирает так же удивительно, как умирали у Тургенева русские люди в “Записках охотника”. Он думает не о себе, а о своих родителях, готовя их к ужасному концу. Любовь к женщине, любовь к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к Родине. Герой осознает, что Базаров-нигилист не нужен России, что он лишний в этом мире, что его деятельность бесполезна: “Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нуясен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продает...” Почему же автор завершил роман смертью своего героя? Д. И. Писарев так объясняет это: “Смерть Базарова необходима для художника, чтобы дорисовать характер своего героя. Не имея возможности показать нам, как он живет и действует, Тургенев показал нам, как он умирает. Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг… Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах, а вместо этого отдал ему полную дань справедливого уважения”. Последние строки хорошо отражают отношение Тургенева к своему герою. Тургенев не верит, что люди базаровского склада найдут путь обновления России. Но уже сама любовь писателя к своему герою — “свидетельство нравственной силы и великого общественного значения Базарова и его реальных прототипов”. Поэтому при всей спорности, неоднозначности, противоречивости личности Базарова мы, вслед за самим автором романа, по праву можем назвать его положительным героем своего времени.


Похожие сочинения


Проблема положительного героя в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Проблема героя времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Проблема героя времени в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Еще сочинения:


Д.И. Писарев о Базарове
КОНФЛИКТ БАЗАРОВА И КИРСАНОВА — КОНФЛИКТ ДВУХ ЭПОХ
ОБРАЗ БАЗАРОВА (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Поиск
по нашей большой базе





Рўрћр§р
Gordiy chelovek moim pristavleniyax sachinenie
Vjq k bvsq uthjq fylhtq jkrjycrbq
Сочинение будущее моего края